Мы выпускаем бакалавров книжного (издательского) дела, то есть это должны быть, в первую очередь, грамотные люди, которые смогут корректировать тексты, заниматься редакторской деятельностью, а с другой стороны, они должны уметь книгу распространять, рекламировать, продавать – ведь книга должна найти своего потребителя. Все это определяет и специфику учебного процесса: это сочетание двух доминирующих блоков – экономических дисциплин и филологических.
Наши студенты занимаются лингвистикой, изучают литературу как классическую, так и современную. Мы учим их редактировать и художественную, и научную, и детскую литературу, и периодические издания. Кроме того, они должны хорошо владеть иностранным языком. Именно такую задачу мы ставим перед преподавателями иностранного языка. Выпускники должны не только хорошо знать литературу, ее историю, но и ориентироваться на книжном рынке, должны уметь быстро реагировать на изменения спроса потребителей, что даст им возможность понять, какие книги сейчас востребованы и могут принести прибыль, а какие сиюминутной прибыли не дают, но нужны нации и обществу. Для этого наши студенты изучают даже психологию потребителей книжной продукции, у них есть дисциплины по теории коммуникации и рекламе. Кроме того, большое внимание мы уделяем занятиям информатикой, для чего привлекаем преподавателей факультета ПММ. В этот блок входят и обычный курс информатики, и компьютерная графика, а также изучение разнообразных редакторских программ. Другими словами, наши студенты будут специалистами, которые смогут грамотно с точки зрения русского языка и одновременно технически правильно составить рекламные проспекты, презентации, макеты книг и т.д.
В ходе обучения запланировано две практики. Первая из них – компьютерная: студенты учатся работать с редакторскими программами – Illustrator, Corel Draw, Photoshop и др., они должны уметь подготовить презентацию, оформить свой проект, отредактировать и проиллюстрировать книгу или журнал.
Уже на первом курсе студенты проводят презентацию собственных книг и макетов, которые впоследствии станут приложением к диплому. Интересная презентация состоялась в ходе изучения студентами дисциплины «Редкие книги: специфика изготовления». Они сами придумывали темы, сами разрабатывали проекты, сами подбирали иллюстрации и текстовый материал, а в итоге у многих получилась готовая к изданию книга. Кто-то написал о Костенках Воронежской области, кто-то – о поэте-барде Вене Дркине, о лошадях. Но были и совершенно неожиданные и интересные проекты, которые вызвали у нас удивление, ведь студенты всегда непредсказуемы и эвристичны. Игорь Маркелов, например, выпустил книгу о татуировках. В этой работе он представил философское отношение к рисунку вообще: почему люди рисуют на собственном теле; каковы функции татуировок (и философская, и мистическая, и опознавательная, и эстетическая); каковы национальные особенности татуировки разных эпох и народов – и китайцев, и скандинавов, и славян… Лена Туманова сделала книгу об огне: огонь как философское явление, с одной стороны, а с другой – рассказ о тех, кто устраивает огненные шоу. Еще была книга, которая называлась «Улыбка». Ее автор Дарья Куцова. Это исследование о том, почему улыбаются люди, и психологический анализ разных улыбок людей разных эпох. Там была и улыбка Ленина, и Гагарина, и Джоконды, улыбки разных великих людей и никому не известных (в том числе и автора книги) – как они улыбаются и что за этой улыбкой может стоять.
Вторая практика – производственная: она будет проходить по месту будущей работы выпускников. Предполагается, программы будут разные: будут свои нюансы для книгораспространителей, для редакторов, для издателей. Замечу, что по учебному стандарту предусмотрено, что со студентами должны работать 8% докторов наук, 60% доцентов и 20% производственников. Другими словами, у студентов будет возможность учиться у практиков: редакторов, издателей, владельцев книготорговых домов, а также у преподавателей, которые работают в издательствах, но не являются владельцами.
Еще одной особенностью нашего направления является возможность дальнейшего трудоустройства выпускников. Мы ставим перед собой задачу - каждому из них помочь найти работу. По возможности, вторая производственная практика, как я говорила, будет проходить по месту будущего трудоустройства. К каждому студенту мы будем подходить индивидуально: будем смотреть, кто из них будет издателем, а кто – редактором, кто будет заниматься книгораспространением и т.д. У нас уже заключен договор о сотрудничестве с известным в Воронеже книготорговым домом «Амиталь», куда наши студенты пойдут на практику в первую очередь. Кроме того, в ВГУ есть свой издательско-полиграфический отдел, и мы надеемся, что какая-то часть наших выпускников сможет там работать. Недавно вновь открылось Центрально-Черноземное издательство, и мы собираемся с ними в тесном контакте трудиться. В перспективе - связи и с другими издательствами, типографиями и книготорговыми домами.